|
Князь
Куракин
|
|
В
начале XVIII в. с. Борисоглебское (ныне - Куракино) Саратовской
губернии было пожаловано князю Борису Ивановичу Куракину,
который приходился свояком Петру I по первой жене Евдокии
Лопухиной. Князь Б.А. Куракин отличился в Азовских походах,
битве под Нарвой, в знаменитом Полтавском сражении, командуя
лейб-гвардейским Семеновским полком, а затем, выйдя в отставку,
перешел на дипломатическую службу.
Спустя годы, сюда был "удален" правнук князя Б.А.
Куракина - князь Александр Борисович Куракин. Он дал селу
Борисоглебскому новое название - Надеждино. На возвышенном
крутом берегу и высоком склоне р. Сердобы, в 90-х годах
XVIII века князь возвел роскошный дворец по типу виденных
им в юности Дармштадтского и Веймарского дворцов. К работе
были привлечены крепостные мастера, крестьяне из различных
деревень имения.
"Я долго по неизвестной судьбе моей от сего строения
удерживался. Наконец, сад мой и продолжающаяся одинаковость
в моих обстоятельствах меня решили…" - писал князь
А.Б. Куракин.
Строительство дома началось осенью 1792. Автором проекта
считается Джакомо Кваренги. Однако брату в Петербург Александр
Борисович сообщал, что внутреннее расположение начертил
он сам, и все три фасада сделаны по его мыслям.
Ансамбль выглядел так. Окруженный каменной оградой дом,
два полуциркульных фланкирующих флигеля. В глубине двора
высился трехэтажный величавый дворец, за р. Сердобой, простирались
луга, окаймленные рекой и дальше, за лугами - лес. У подножия
откоса на берегу была устроена пристань с павильоном, к
которому подходил серпантин - спуск от дворца до реки.
Огромный каменный дом с торжественным портиком включал в
себя около восьмидесяти комнат, облицованных разного цвета
алебастровыми массами, и домовую церковь. В саратовской
усадьбе опальный князь создал целый двор.
Кроме живописи, художественное богатство усадьбы Надеждино
составляла дорогая мебель, изделия из французского фарфора,
богемского стекла, мраморные скульптуры и другие произведения
искусства. Здесь хранился огромный архив князей Куракиных.
С северной стороны дворца раскинулся обширный парк в английском
стиле площадью более 100 гектаров, работы по разбивке которого
шли в то же время, что и строительство самого архитектурного
ансамбля. В структуре парка сочетаются две системы планировки:
регулярная и свободная.
Регулярная, или радиально-лучевая, начинается от главного
здания дворца широкой аллеей, пронизывающей с юга на север
всю парковую территорию. По анализу И.К. Ежовой, "примерно
на расстоянии 250 м от дворца на аллее была большая круглая
площадка, на которой некогда стояла арка, зафиксированная
на историческом генеральном плане. На продольной осевой
длинной аллее, на ее пересечениях со свободно вьющимися
дорожками были сделаны архитектурные или скульптурные акценты".
Пять лучевых аллей веером расходились в восточную сторону
от круглой площадки на основной аллее. Включая главную аллею,
в общую композицию входили всего 7 подсобных аллей, из которых
одна шла вдоль всего парка, с востока на запад. Она была
более широкая и находилась под прямым углом к главной аллее.
Каждая аллея-дорожка имела определенное затейливое название,
пробуждающее сентиментальное настроение и напоминающее о
приятных моментах из прошлого: Веселые мысли, Аленина, Милой
тени, Гатчинская, брата Алексея, Отважная. На дорожках были
площадки, в основном круглые, с павильонами и скульптурами.
Одна из тех семи лучевых аллей называлась аллеей Антуанетты,
так как она подводила к круглой площадке с домиком, посвященным
Марии Антуанетте.
Храмы, беседки, галереи с символическими названиями, такими,
как храм Дружбы и Славы, галерея "Вместилище чувствий
верных", храмы Истины, Верности, Терпения, фиксировали
углы пересечения парковых дорожек и замыкали глубинные перспективы.
Романтическая композиция парка создавалась на сочетании
пейзажных и регулярных приемов организации его зоны. Влияние
французского садово-паркового искусства чувствуется и в
регулярной системе радиальных лучевых аллей, которая использовалась
в XVIII веке в Царском Селе при создании Екатерининского
паркового ансамбля.
В Надеждине родился внебрачный сын "бриллиантового
князя", барон Александр Николаевич Сердобин, получивший
фамилию по названию речки Сердобы.
При наследниках князя А.Б. Куракина усадьба пустовала и
постепенно стала приходить в упадок. Значительная часть
имущества была вывезена в столицы, в тверские и орловские
имения Куракиных. Надеждинский парк медленно умирал.
Некоторое оживление наблюдалось в Надеждине в семидесятых
годах XIX века при князьях А.Б. и Ю.Ф. Куракиных. Была восстановлена
домовая церковь. С 1882 в усадьбе постоянно жил князь Ф.А.
Куракин (1842-1914). Последний владелец Надеждино из рода
Куракиных принимал участие в работе Саратовской ученой архивной
комиссии. На его средства на рубеже XIX-XX веков был частично
издан семейный архив…
Около 1910 Куракин продал усадьбу купцам Асеевым.
В 1921 свободный художник и архитектор из г. Сердобска М.М.
Черемисинов произвел обмеры и вычертил планы дворца Куракиных
в Надеждине. На следующий год дворец полностью сгорел...
|
|
|
|